Все секреты медицины

Все секреты медицины

» » Психоанализ история возникновения структура личности в психоанализе. Теории психоанализа. Что такое психосексуальность

Психоанализ история возникновения структура личности в психоанализе. Теории психоанализа. Что такое психосексуальность

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями.

Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами.

Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли.

При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного.

Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть.

Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.

Стоит отметить, что психоанализ в психологии оперирует глубинными аналитическими механизмами, такими как:

  • исследование самопроизвольных поступков, совершаемых в обыденной жизни;
  • исследования с использованием независимых ассоциаций, через интерпретацию снов.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Поведение человека, прежде всего, регулируется его сознанием. Фрейд выяснил, что за вывеской сознания скрывается некая его прослойка, неосознаваемая индивидом, но побуждающая его ко множеству похотей и наклонностей. Ввиду специфики своей деятельности, он был врачом-практиком, наткнулся на целый пласт неосознанных мотивов.

Во многих случаях именно они становились источником нервных и психических заболеваний. Сделанное открытие способствовало поиску средств, которые бы могли помочь пациенту избавиться от противоборства явного и скрытого в глубине сознания. В результате появился психоанализ Зигмунда Фрейда – средство душевного высвобождения.

Не остановившись на лечении невропатических расстройств, Фрейд, стремясь к максимальному возрождению психического здоровья пациентов, разработал теоретические принципы психоанализа с внедрением их в практику.

Вследствие своей уникальности, предложенная технология восстановления психического здоровья со временем приобрела широчайшую известность и популярность. В классическом варианте психоанализ заявил о рождении совершенно новой системы психологии и нередко событие это называется психоаналитическим переворотом.

Теория психоанализа

Основная идея теории психоанализа З. Фрейда состоит в том, что мотивы поведения человека преимущественно им не осознаваемы и потому совершенно неочевидны. Начало двадцатого столетия ознаменовалось зарождением новой психической модели, позволившей совершенно с другой стороны взглянуть на проявление внутренней психологической напряженности.

В пределах созданной модели были вычленены три ключевых компонента, названных: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Объект тяготения каждого индивида – это «Оно», причем все протекающие в нем процессы совершенно бессознательны. «Оно» является зародышем «Я», которое вылепливается из него под влиянием окружающей индивида среды. При этом «Я» – очень непростая совокупность отожествления с другими «Я», которая действует в плоскостях сознательного, предсознательного и бессознательного, исполняя роль психологической защиты на всех этих уровнях.

Имеющиеся механизмы защиты уже изначально предуготовлены к приспосабливанию субъектов к запросам внешней среды обитания, а также к внутренней реальности. Однако из-за неправильного развития психики естественные в пределах семьи формы приспосабливания неожиданно превращаются в центр зарождения серьезных проблем. Любая защита, применяемая параллельно ослаблению влияния действительности, оказывается дополнительным искривляющим фактором. Из-за чрезвычайно значимых искривлений адаптационные методы защиты преобразуются в феномен психопатологии.

Психоаналитическое направление

Современная психология характеризуется большим числом векторов приложения усилий работающих психологов, одним из главных среди них выступает психоаналитическое направление, определяемое корнями, уходящими в первичные исследования З.Фрейда. После них наибольшей известностью пользуются работы по индивидуальному психоанализу Альфреда Адлера и по аналитическому психоанализу Карла Юнга.

Оба поддержали в своих работах идею бессознательного, однако были склонны к ограничению значимости побуждений сексуального характера. В итоге бессознательное окрасилось новыми красками. В частности, Адлер говорил про властолюбие, как про компенсаторный инструмент ощущения неполноценности.

В то же время Юнг закрепил понятие коллективного бессознательного, его идеи заключались отнюдь не в персонифицированном насыщении психики индивидуума бессознательным, но вследствие влияния на него предков. Причем Фрейд предполагал, будто бессознательную психику каждого субъекта заполняют явления, которые были вытолкнуты по той или иной причине из сознания.

Методы психоанализа

По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства.

Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее.

Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

На этапе исследования и анализа выполняются четыре последовательных шага, которые могут осуществляться в разной очередности, это: противопоставление, истолкование, прояснение, отработка.

Следующий этап – рабочее взаимодействие, в основе которого крепкие взаимоотношения клиента с психиатром, дающие возможность достижения целенаправленной согласованности действий в рамках сформировавшейся в результате анализа аналитической ситуации. Что касается методологии истолкования снов, то она лежит в рамках поиска скрывающихся за каждым сновидением деформированных бессознательных истин.

Современный психоанализ

Концептуальные изыскания Зигмунда Фрейда легли в основу современного психоанализа, на текущий момент представляющего собой динамично прогрессирующие технологии раскрытия сокровенных свойств человеческой сущности.

За время, превышающее столетний отрезок времени произошло значительное число изменений, кардинально изменивших принципы подхода к проведению психоанализа, в результате выстроилась многоярусная система, охватившая самые различные воззрения и подходы.

В результате появилось аналитическое средство, объединившее в себе ряд комплексных подходов, благоприятствующих исследованию неосознаваемых человеком сторон его психического бытия. В числе приоритетных целей работ по психоаналитике выступает высвобождение индивидуумов из бессознательно выстроенных ограничений, которые являются причиной отсутствия прогресса в развитии.

На современном этапе развития отмечается три основных направления, по которым происходит дальнейшее развитие психоанализа, которые существуют как дополнения друг друга, а не как отдельные невзаимосвязанные ветви.

Выделяются:

  • психоаналитические идеи, выстраивающие базис для построения фактических подходов;
  • прикладной психоанализ, направленный на анализ и обнаружение общекультурных явлений, на разрешение неких социальных задач;
  • клинический психоанализ, используемый для персонифицированной поддержки тем, кто сталкивается с комплексом личностных преград психологического характера, с нервно-психическими нарушениями.

В период становления психоанализа основной представлялась концепция сексуальных влечений, недоразвитой сексуальности, то на нынешнем этапе развития методологии основное предпочтение отдается эго-психологии, идее объектных отношений, причем происходит это на фоне непрекращающейся трансформации самой техники психоанализа.

Далеко не только лечение невротических состояний цель психоаналитических практик. Несмотря на использование методик психоанализа для устранения неврозов, современные его технологии позволяют с успехом справляться с более сложными проблемами от повседневных психологических затруднений и до сложнейших психологических расстройств.

И в конце стоит отметить, что наибольшее распространение получили ветви психоанализа, к которым относятся неофрейдизм и структурный психоанализ.

Время чтения 7 минут

Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.

Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.

Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения - беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

Психоанализ развития личности

Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.

  • Ид – «Оно» - бессознательное влечение, либидо, инстинкты, удовольствие, заложенные с рождения;
  • Эго – «Я» - осознание на определенном этапе развития своего «я», существующего в реальности;
  • Супер-эго – «Супер-Я» - появление внутреннего цензора, самоконтроля, совести, позволяющих повиноваться общественным законам, контролировать свое поведение.

Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.

Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.

Стадии психосексуального развития личности:

  • Оральная – период грудного вскармливания – бессознательное получение удовольствия младенцем в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка, период появления «ид».
  • Анальная – стадия приучения ребенка к горшку, процессу осознанной дефекации. В это время у ребенка появляется осознание того, что он может отдать или не отдавать (фекалии), и, в зависимости от этого, получить похвалу или наказание. Его попка в этот период приковывает всеобщее внимание, это ему доставляет определенное удовольствие.
  • Фаллическая – период с 3 до 6 лет. Начало формирования «эго». Рассматривание внешних половых признаков, сравнение их, желание дотронуться, начало мастурбации. Проявления Эдипова комплекса.
  • Латентная – период до начала полового созревания. Ребенок занимается учебой, увлечениями. Спокойствие в плане сексуального развития.
  • Генитальная – совпадает с периодом полового созревания, гормональной перестройкой организма, переходом к полноценной сексуальности, формирования «супер-эго» - внутреннему механизму регулирования и сдерживания, завершает формирование личности. Генитальный тип личности для Фрейда являлся идеальным.

О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.

Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.

Защитные психологические механизмы по Фрейду

Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:

  • Отрицание;
  • Замещение;
  • Рационализация;
  • Вытеснение;
  • Проекция;
  • Регрессия;
  • Сублимация.

Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.

Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.

К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.

Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.

Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

Вклад Фрейда в развитие психологии

В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.

Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.

Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.

Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.

Вывод

Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов.

А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.

Психоаналитическая теория была разработана в начале XX в. великим венским психиатром Зигмундом Фрейдом. Работая с различными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них имеют органические причины в теле или в нервной системе человека и что причины большинства неврозов нужно искать в сознании и личностных проблемах человека.

Фрейд предположил, что корни этих проблем уходят в раннее детство, когда ребенок получил психическую травму, связанную, как правило, с сексуальным проблемами. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые подавляются и уходят в подсознание. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т. е. вывести их на уровень сознания и понять себя. Этот метод был назван психоанализом . Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (тонатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их либидо , или ид ), которые непосредственно удовлетворяет в своем поведении. На первых ступенях развития человек не различает полезного и вредного, дозволенного и недозволенного. Главный мотив поведения ребенка - удовлетворение инстинктивных желаний - в концепции Фрейда был назван «принципом удовольствия». Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать удовлетворение своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведение и сдерживать свои инстинктивные желания, появляется новый принцип психической жизни - «принцип реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте - неудовлетворенное желание может причинить страдание, а удовлетворение многих желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал Я , или эго , основная роль которой заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни -суперэго , на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т. е. входят во внутренний мир ребенка и становятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины, даже при отсутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях - либидо, эго и суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы. Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней



жизни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы . Наиболее распространенными и эффективными защитными механизмами являются следующие:

вытеснение (устранение из сознания и перенос в бессознательное социально неприемлемых желаний и чувств);

проекция (перенос на другое лицо своих аффектов, обвинение окружающих);

регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень);

сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности - науку, искусство, политику и пр.).

Теория Фрейда содержит идею развития психики, т. е. качественно своеобразных и закономерных этапов ее становления. В основу выделения различных периодов положен способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста, и, в частности, та часть тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду сексуальное влечение присуще ребенку с самого начала его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеяно по всему организму и любой участок тела может стать источником полового удовольствия. Сексуальное влечение ребенка еще не отделено от других потребностей организма, оно тесно примыкает к удовлетворению других потребностей - питанию, сосанию груди, дефекации и пр. Например, поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта. Соответственно первый год жизни является оральной стадией развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией , поскольку на втором году жизни важным источником удовольствия становится анальная область. Третья стадия (дошкольный возраст) получила название фаллической - это период расцвета детской инфантильной сексуальности, когда оформляется эдипов комплекс .

Первый объект эротического удовольствия для ребенка - его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) оказывается глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежны. Соперником в этих влечениях, естественно,

выступает отец, что порождает ненависть к нему, желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) и получил название эдипов комплекс (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека - один из важнейших пунктов фрейдизма. Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако, в силу своей асоциальности, эти чувства неприемлемы для суперэго; особая инстанция («цензура») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все события взрослой жизни заимствуют свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное события.

Теория З. Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отечественной, так и в зарубежной психологии - за гипертрофию сексуального начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных условий, за редукцию психической жизни к бессознательным влечениям и т. д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярными, особенно в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказавшись очень продуктивными. Важным доказательством этой продуктивности является тот факт, что концепция Фрейда дала начало множеству новых ярких направлений в психологии.

В дальнейшем идеи Фрейда претерпели существенные изменения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. Я (или эго) стало рассматриваться как относительно независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целенаправленно действовать в окружающем мире. Большая роль в формировании Я ребенка стала отводиться условиям воспитания.

Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, продолжила и развила теорию и практику классического психоанализа применительно к развитию ребенка. Анализируя развитие сверх-Я, А. Фрейд придает решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматривается ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями

и ограничительными требованиями социального окружения. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии развития различных сфер детской жизни. Ее признанной заслугой считается описание линий развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек), линий развития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделяется при этом линии развития сексуальной сферы - от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.

Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и первым законодателем. Факт, что настроение матери оказывает на ребенка решающее влияние, свидетельствует о том, что пристрастия и антипатии матери влияют на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс развития замедляется.

Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психического развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре рассмотрения Эриксона находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Однако успешность решения этой задачи зависит как от достигнутого уровня развития ребенка, так и от духовной атмосферы общества, условий жизни и воспитания. Эриксон выделил восемь стадий жизни человека - от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к детскому возрасту (см. табл. 1 на с. 38).

Задача младенческого возраста - преодоление чувства разобщенности и отчуждения, формирование доверия к миру . Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только

В современной психологии под психоанализом подразумевается психологическая теория, разработанная З. Фрейдом в конце XIX - начале XX вв., а также основанный на ней метод лечения психических расстройств. Позднее психоанализ развивался коллегами и учениками Фрейда, такими, как А. Адлер, Г. Юнг, затем - нео-фрейдистами: Э. Фроммом, Ж. Лаканом и другими. Теория начала зарождаться тогда, когда Фрейд отказался от гипноза и стал пользоваться техникой свободных ассоциаций для лечения пациентов, то есть совершенно новым методом, ранее в психологии не использовавшимся.

Основные положения психоанализа:

  • § человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • § эти влечения преимущественно бессознательны;
  • § попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • § помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • § конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • § освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека и, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей тех или иных идей и концепций, которые в свое время были выдвинуты З. Фрейдом. Однако не только этим объясняется многозначность данного понятия. Дело в том, что в работах самого З. Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание психоанализа как такового.

В различных работах З. Фрейда встречаются следующие определения психоанализа:

  • · психоанализ - часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном;
  • · психоанализ - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом;
  • · это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; психоанализ, не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием;
  • · это один из видов самопознания;
  • · психоанализ - искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний;
  • · он - нечто среднее между медициной и философией;
  • · это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни;
  • · психоанализ - метод лечения нервнобольных.

Таким образом, диапазон трактовок термина «психоанализ» у З. Фрейда довольно обширен. Для большей ясности в этом вопросе ему самому понадобилось уточнение в определении этого понятия, что и было сделано им в энциклопедической статье «Психоанализ» и «теория либидо» (1923г.). В этой статье он подчеркнул, что психоанализом называется:

  • 1. способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию;
  • 2. основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств;
  • 3. возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

Если за исходное определение взять данную З. Фрейдом какую-то одну трактовку, то другие автоматически затрудняют понимание первой, а то и противоречат ей. Поэтому среди различных исследователей до сих пор ведутся дискуссии по поводу трактовки значения, смысла и определения психоанализа.

Прежде всего надо выяснить, что представляет из себя психоанализ. Из вышесказанного можно выделить две его функции. Первая: это самостоятельная наука, способная к изучению и развитию, а также объяснению бессознательных влечений и желаний человека. Вторая: это один из методов лечения, использующихся в современной психотерапии.

Однако и первое, и второе утверждения не являются в полной мере верными, так как даже сегодня актуальным остается вопрос о научном статусе психоанализа, несмотря на усилия последователей Фрейда научным, экспериментальным путем подтвердить психоаналитические теории и концепции. Психологии, выступающие за присвоение психоанализу статуса науки, утверждают, что психоанализ является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Их оппоненты полагают, что психоанализ - дорогостоящее удовольствие, не приносящее какого-нибудь заметного эффекта. Тем не менее, надо отвлечь внимание от спорного статуса психоанализа и перейти к непосредственному рассмотрению его как науки и метода.

Основным догматом психоанализа, как было сказано выше, является разделение психики и ее продуктов на сознательное и бессознательное. Приверженец психоанализа не считает сознание сутью психики. Именно бессознательное, по его мнению, является ключевым для мышления и поведение человека. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Однако далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.

Главной задачей психоанализа как научной теории было и остается (в классическом течении психоанализа) выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, открытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, согласно которым:

  • · в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве;
  • · ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека;
  • · события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни;
  • · эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры;
  • · психический аппарат состоит из трех сфер или областей -

Ё бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, то есть прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявления в неосознаваемых формах),

Ё сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и

Ё гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть;

· основополагающие влечения человека - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Если же говорить о психоанализе как о методе лечения, то главной его задачей является устранение невротических симптомов. Они включают в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, «потребности быть больным и страдающим», возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии.

По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и другие), преобладающих влечений у больных и их структуры характера.

Психоаналитическая работа осуществляется на материале, получаемом из различных источников, включая информацию, предоставляемую пациентом и его свободными ассоциациями, почерпнутую из анализа его сновидений и ошибочных действий (промахов), выявленную на основе того, что обнаруживается в его переносах. Этот материал дает возможность аналитику создавать конструкции того, что случилось с пациентом в прошлом и было забыто, и то, что неосознанно происходит в нем в настоящее время, то есть «здесь и сейчас». Поскольку знание аналитика и знание пациента не совпадают друг с другом, то от первого требуется терапевтическое искусство по истолкованию полученного материала, изложению своих конструкций и объяснению того и другого пациенту в подходящее время и в нужный момент, то есть не ранее того, как тот оказывается готов к восприятию их, но и не позднее того, как у него возникнет столь сильное сопротивление, что пациент прервет анализ и покинет аналитика. Окончательный исход аналитического лечения зависит от количественного отношения, а именно от доли энергии, которую аналитик может мобилизовать в пациенте в пользу выздоровления (уменьшения деструктивных и увеличения конструктивных сил) по сравнению с количеством энергии сил, работающих против аналитика и поддерживающих состояние болезни.

При определении, рассмотрении и оценке психоанализа не следует упускать из виду рекомендации, данные в свое время З. Фрейдом. По его собственным словам, психоанализ возник как терапия. Но он рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Он имел в виду те разъяснения, которые психоанализ дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности. Говоря о связях, З. Фрейд подразумевал те из них, которые психоанализ вскрывает в самых различных областях жизнедеятельности человека и в разнообразных сферах знания, включая философию, социологию, мифологию, религию, литературу, культуру в целом.

Не стоит упускать из виду и то, что З. Фрейд проводил различие между научным и прикладным (используемым в медицине и за ее пределами) психоанализом, неоднократно высказывал опасения по поводу того, что со временем психоанализ может превратиться «в служанку психиатрии», и выступал за «самоценность психоанализа и его независимость от медицинского применения».

Далее речь пойдет о теориях и течениях неофрейдизма, созданных наиболее известными последователями Фрейда, а именно К.Г. Юнгом и А. Адлером. Каждый из них создал свои собственные школы психоанализа, положив в основание теории Фрейда, однако используя их исключительно как базис своих собственных разработок и идей.

Основой психодинамического подхода к пониманию личности является структурная модель личности, разработанная 3. Фрейдом в его фундаментальной работе «Я и Оно». По Фрейду, общей целью жизни души является поддержание приемлемого уровня динамического равновесия - увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. Личность, представляя собой динамическую систему (см. вопр. 32); зависит от бесконечного ряда психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим, социальные запреты блокируют биологические побуждения, возможные способы разрешения конфликтов противоречат друг другу. Структурная теория, предложенная Фрейдом, пытается преодолеть этот кажущийся хаос душевной жизни. В представлении Фрейда, личность состоит из трех инстанций - Ид (Оно), Эго (Я) и СуперЭго (СверхЯ).

1. Ид (Оно) целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает бессознательное и характеризуется следующими особенностями:

  • является источником инстинктивной энергии для индивида и резервуаром либидо. Согласно Фрейду, либидо - энергия инстинктов жизни, важной характеристикой которой является подвижность. Ее актуализация, увеличение и уменьшение, перераспределение и перемещение дают возможность объяснить психосексуальные феномены;
  • служит удовлетворению побуждений либидо, повинуясь принципу удовольствия;
  • аморально и алогично, не отличается единством намерений;
  • обладает филогенетической памятью.

Оно является исходной структурой личности, открытой соматическим импульсам и влиянию Я и Сверх-Я. Другие части структуры личности развиваются из Оно, которое бесформенно, хаотично и неорганизованно. Оно подобно слепому королю, власть которого абсолютна, но он вынужден полагаться на других в распределении и использовании своей власти (короля играет свита). Содержание Оно также включает в себя мысли или воспоминания, вытесненные из сознания, пребывающие среди теней Оно, но попрежнему способные влиять на психическую жизнь человека. Само по себе вытеснение из сознания (прототип всех типов психологической защиты) неугодного содержания - самый эффективный и самый опасный, потенциальнопатогенный механизм защиты. Это объясняется тем, что изоляция инстинктивной и аффективной жизни от сознания может полностью разрушить целостность личности.

2. Эго (Я) - главный принцип, которым руководствуется эта инстанция - это принцип реальности. Я олицетворяет собой рассудок, рациональность; в противоположность Оно, содержащему страсти. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я защищает Оно подобно коре дерева. Но при этом Я пользуется энергией Оно и обретает контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире или же полностью подавляя требования инстинктов. Я контролирует и модулирует импульсы Оно, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным. Главная задача Я - найти компромисс между требованиями Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Эти задачи решаются Я путем контроля двигательной и перцептивной активности, ориентации в текущей реальности, накопления опыта, способности к прогнозированию будущего. Я обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности.

3. Сверх-Я является хранителем моральных устоев, норм поведения и запретов. Фрейд указывал на три функции Сверх-Я:

  • совесть,
  • самонаблюдение,
  • формирование идеалов.

Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником эдипова комплекса, под которым подразумевается возникающее в раннем детстве (преимущественно бессознательно) половое влечение к родителю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Это кульминационный пункт инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой развития нормальной взрослой сексуальности, успешной социализации и психического здоровья личности. Сверх-Я является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и в качестве гаранта защиты и любви. Хорошее или плохое отношение Сверх-Я так же важно, как в прошлом отношение родителей. Переход от контроля родителей к контролю Сверх-Я является предпосылкой для установления независимости. Самоуважение регулируется уже не одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а собственным ощущением правильности или неправильности сделанного. Согласие с требованиями Сверх-Я доставляет такое же наслаждение и чувство безопасности, которые в прошлом ребенок получал от любимых людей. Отказ от послушания требованиям Сверх-Я вызывает чувство вины и угрызения совести, подобные ощущениям ребенка при утрате любви. Когда психическая конституция взрослого дисгармонична, инфантильна, то она находится во власти какого-нибудь невроза. Сверх-Я в таком случае следует рассматривать как грозную силу, как источник всех неврозов, как помеху во взаимопонимании Я и инстинктов.

Таким образом, взаимодействия между элементами структуры личности понимаются в психоанализе следующим образом. Энергия психической активности личности черпается из Оно с его примитивной, инстинктивной природой; Я, возникающее из Оно, реалистически обращается с его основными побуждениями, являясь посредником между силами Оно, Сверх-Я и требованиями внешней реальности; Сверх-Я действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Я, устанавливая границы подвижности последнего. В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства: динамики психических процессов, принципа психического детерминизма, трех уровней структуры личности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 65-68, 97-98, 136140,171173,183185.
2. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 92-95,101 - 105.
3. Хъелл Л Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.С. 112-116.
4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. С. 8-13,47.
5. Фрейд З. Избранное. М., 1990. С. 370-398.
6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227-273.
7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Т. 5. С. 259-278.