Мам часто волнует вопрос «Во сколько месяцев малыш готов к речевому общению?».
В первый месяц ребенок не слышит звуки и обращенную к нему речь. Уже в возрасте 1,5 месяцев кроха складывает трубочкой губки, разжимает их и издает гласные звуки. Он произносит их отрывисто, нараспев, протяжно, сочетая вместе или отдельно. Позже подключаются губные звуки «м», «п», «б». С этого момента считается, что маленький начал гулить.
Так называемое «агу» возникает из-за устройства речевого аппарата малыша и гортанного звукопроизношения. Когда карапуз общается, он прислушивается к звукам, как бы «замирает», а потом начинает интенсивно двигать обеими ручками, ножками и гулить. Мама может стимулировать появление «комплекса оживления», если будет своим доброжелательным тоном приглашать ребенка к участию в «разговоре», параллельно поглаживая его.
Мама должна понимать, что без ее внимания чадо не сможет самостоятельно освоить процесс становления речи. Сколько бы ни советовали знакомые не беспокоить ребенка в течение 1 года, слушать их не стоит. Да, свободного времени на протяжении года почти не остается. Но говорить с крохой стоит всегда, в период его бодрствования, начиная с первых месяцев. Для стимуляции желания младенца общаться помогут несколько простых советов.
Мама начинает активно разговаривать с малышом, откликаясь на его «агу», тем самым привлекая его внимание. Вплоть до 4 месяцев дети с готовностью пробуют на слух звуки и радостно делятся ими с окружающими.
У ребенка формируется и развивается речевой слух. Он умеет гулить о своих проблемах, используя различные оттенки голоса.
Дети умеют не только гулить, но и общаться с помощью сочетания звуков, поэтому в 7 месяцев мама хорошо понимает своего младенца и откликается на его просьбы. Появляется лепет, который мама ребенка побуждает повторять, создавая шумящие звуки или используя музыкальные игрушки. Звенящие игрушки для ребенка 1 года не должны быть чересчур звонкими и пугающими.
Сколько слов должен говорить кроха, понятие чисто индивидуальное. Но дети уже понимают значения нескольких десятков слов, продолжают гулить и родители, наконец, слышат первые слова ребенка. К концу 1 года у детей формируется самостоятельная речь. Она состоит, как правило, из простых слов. Малыш этих лет уже осознанно употребляет их в речи, начинает устанавливать простейшие связи. В этот период каждая мама стремиться научить своего карапуза длительному конструктивному диалогу.
Сколько времени после рождения проходит до 1 гуления ребенка и когда малыш начинает говорить первые слова, точно ответить нельзя. Процесс речевого развития крохи после 1 месяца, носит индивидуальный характер, но отсутствие желания гулить – это повод проявить беспокойство и внимание. А отсутствие речи в течение 1 года – серьезная проблема.
Причины задержки речи.
В начале 1 года жизни родители начинают ситуативное общение с малышом, забывая, что быстрее научить его говорить можно в условиях целенаправленного обучения. Для этого можно использовать следующие приемы.
И напоследок мудрость жизни. Если ребенку исполняется 2 месяца, а родители спрашивают, когда начинать учить говорить своего малыша, знайте, они опаздывают ровно на 2 месяца. Кропотливая работа с младенцем, в течение 1 года, вознаградит маму его первым «агу» и красивой речью в течение последующих лет.
Появление ребенка вносит много новых волнений, забот и открытий. Каждое изменение родители ждут с нетерпением, в том числе и то, когда новорожденный станет при виде них улыбаться и весело гулить. Потребуется еще немало времени до первых осознанных слов, но пока каждый новый звук воспринимается с радостью. Во сколько месяцев ребенок начинает агукать? Какие особенности связаны с этим периодом? Как он протекает в жизни малыша? На что обращать внимание? Как научить ребенка агукать? На эти и другие вопросы постараемся ответить в нашей статье.
Начало агуканья – индивидуально для каждого малыша. Но чтобы этот период настал скорее, старайтесь разговаривать с ребенком как можно большеПервые связные звуки, издаваемые малышом, взрослые обычно воспринимают как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень мягко, с гортанным произношением. «А-а-а», «у-у-у», нечто, отдаленно похожее на согласные – все эти издаваемые ими звуки называют гулением или агуканьем. Между тем, существует определенная разница между данными словами:
Когда ребенок начинает агукать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Осознанный же лепет начинается примерно с 12 недель, до этого возраста кроха не нуждается в собеседнике.
Новорожденный пускает слюни, надувает пузыри, гулит, сопровождая все это размахиванием ручек и движениями ног. Так крохи подготавливают свои речевые органы к произнесению первых слов и тренируются в артикуляции.
Что интересно, уже по гулению можно определить носителя того или иного языка, хотя казалось бы, все дети гулят одинаково, несмотря на свое происхождение и национальность. Причину этого выяснили немецкие ученые, когда обнаружили, что еще до рождения кроха слышит и воспринимает все, что вокруг говорят. В результате, новорожденный гулит, копируя услышанную ранее тональность, присущую носителям его языка.
В возрасте 3 – 4 месяца младенцы агукают уже осознанно, выражая таким способом свои эмоции и разговаривая с родными. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, при произнесении которых задействованы мышц неба – «гъ», «къ», «х».
Губные звуки «м», «п», «б» появляются обычно в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произносить и первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примерами этого могут быть «кА», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».
Часто родители проявляют беспокойство, если их новорожденный малыш не начал агукать в возрасте 1 – 1,5 месяцев. Не стоит паниковать раньше времени, ведь ребенок – это такой же человек, как и взрослые, поэтому ему требуется определенное время, чтобы научиться чему-либо. Бывает, что кроха молчит до 2 месяцев, но это еще не значит, что у него задержка в речевом развитии.
Нормальной ситуацией является и когда ребенок на какое-то время перестал гулить, после начала лепетания. Причиной этому может быть подготовка к произнесению новых звуков. В таком случае гуление скоро возобновится, но будет немного другим – добавятся визг, писк, смех.
К прекращению агуканья могут привести и внешние факторы – болезнь или стресс. Таким малышам бывает сложно продолжать общение, но через некоторое время все восстанавливается.
Четких границ, определяющих, сколько и каких слов и звуков должен четко проговаривать малыш в том или ином возрасте, нет. Нормой считается использование в 2 – 3 года большей части звукового ряда. Если ребенок полностью понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в психическом развитии, то беспокоиться из-за его речи нет поводов.
Причинами позднего начала гуления могут быть:
Развитие мелкой моторики стимулирует формирование речевых способностей, поскольку на ладонях находятся точки, оказывающие воздействие на речевые центры головного мозга. Развить мелкую моторику помогут:
Помочь крохе быстрее заговорить способно сочетание развития мелкой моторики с речевыми играми. Примерами таковых могут быть:
В годовалом возрасте многие обычно произносят слова полностью, но бывает так, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их усилия не дают нужного результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного маленького человечка: одни быстро учатся говорить, буквально пролетая путь от звуков и слогов до простых предложений, другие – долго молчат, но когда начинают говорить, то говорят уже, практически, полными предложениями, удивляя своими способностями родителей.
В ряде случаев может потребоваться обращение за помощью к специалисту, в частности если:
Перечисленные выше симптомы не должны оставаться без внимания со стороны родителей. Они требуют принятия определенных мер, одной из которых должен стать визит к невропатологу.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог
Молодым родителям хочется поскорее услышать первые слова своего ребёнка, но от рождения и до этого момента пройдёт еще немало времени. А вот что касается агуканья, то услышать разные звуки родители смогут уже совсем скоро. Во сколько же месяцев малыш начинает произносить первые звуки?
После рождения первые полтора месяца ребёнок только кряхтит и плачет. В начале второго месяца уже можно услышать различные звуки, которые будет издавать малыш. Все детки сначала произносят несложные гласные. Например, «а», «о», «у», «е». Родителям всегда кажется, что ребёнок говорит «агу», но это не так. Из-за произношения нескольких звуков вместе получается что-то похожее на слова. Сначала ребёнок разговаривает сам с собой, пытаясь понять, как произносится тот или иной звук. Затем постепенно малыш начинает разговаривать со своими игрушками и родителями. Очень часто под музыкальную игрушку ребёнок пытается подпеть, протягивая звуки.
Четвертый-пятый месяц становится новым этапов в развитии речи ребёнка. Он пытается произносить свои первые согласные буквы. Например, «п»,»м», «б» и прочие. Через некоторое время уже будут получаться слоги, и ребёнок будет все чаще и чаще их произносить, формируя свою речь. К первому году жизни детки пытаются говорить слова, в который повторяется один и тот же слог «папа», «мама», «баба» и так далее.
Агуканье является очень важным процессом формирования речи ребёнка. Специально научить агукать малыша, конечно, не получится, но есть несколько упражнений, которые помогут ему быстрее начать общаться с окружающим его миром.
Во время общения с малышом нужно говорить нежно и ласково, и ни в коем случае не коверкать слова, так как ребёнок будет повторять за родителями и произношение будет не правильным.
Бывает, что первый месяц жизни ребёнка уже заканчивается и на подходе второй, но ребёнок до сих пор молчит. В этом нет ничего страшного! Все дети индивидуальны и развитие у каждого из них проходит тоже индивидуально. Нет точно определённых границ, когда ребёнок уже должен агукать. Каждый малыш развивается по-своему и в своём темпе.
Иногда бывает такое, что малыш вроде бы начал агукать, но потом резко прекратил. В таком случае тоже не стоит волноваться. Очень часто это происходит из-за того, что ребёнок готовится осваивать новую порцию различных звуков. Через время ребёнок начнет снова агукать, а вместе с этим появится весёлый смех и визжание.
Иногда ребёнок может резко замолчать из-за стресса или плохого самочувствия. Каждая мама заметит, если её ребёнок приболел. Ну, а если малыш в хорошем настроении, то скорее всего после затишья скоро он удивит чем-то новеньким в своей речи.
Если ребёнок очень долго молчит, то в таком случае необходимо обратиться к врачу. Так как молчание может быть симптомом нарушения работы нервной системы или слухового аппарата. Только врач сможет определить причину и назначить правильное лечение, если оно потребуется.
Первой ступенькой на пути к осознанной речи малыша будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом. Старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки.
Существуют разные мнения родителей по поводу того, когда новорожденный начинает слышать. Кто-то убежден, что это происходит только через месяц самостоятельной жизни. Однако, специалисты утверждают, что малыш слышит уже буквально через 2-3 дня после появления на свет. А внимая речи взрослых, младенец быстро начинает и сам лепетать на своем детском языке. Первой ступенькой на пути к осознанной речи будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом.
И все-таки, когда же ребенок начинает гулить и агукать? У одних это происходит в 1,5 месяца (а то и раньше), у других – в 3. Педиатры считают, что если первые звуки не появились после трех месяцев, стоит обратить внимание на развитие речи. Показать малыша педиатру, неврологу, лору. Вполне может быть, что задержка не связана с конкретными заболеваниями и в ближайшее время ребенок залепечет вместе с вами. Но лучше все же перестраховаться, обратиться к детским врачам и исключить патологии. Важно и своевременно начать лечение, если доктор сочтет это необходимым.
Когда серьезных причин для беспокойства нет, старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки. И ребенок загулит. Вот, например, такое четверостишие:
Разных потешек и поговорок очень много. Дети в восторге от таких стишков и слушают их с улыбкой.
У малютки наверняка появится желание отвечать, подражать речи взрослых и общаться с самым близким человеком. И тогда вы обязательно услышите и «агу», и «ба», и «па», и даже полноценное «папа». По статистике, слово, которое первым произносит большинство детей, – именно «папа». И к этому надо отнестись с пониманием и улыбкой.
Оказывается, да. Существует несколько простых приемов, которые способствуют развитию речевых центров ребенка.
И не забывайте еще одно очевидное правило. Желание поговорить, поагукать появляется у ребенка, когда он сыт, одет в сухое белье и у него ничего не болит. Своевременно удовлетворяя эти нехитрые детские потребности, вы тем самым создаете у малыша настроение общаться и развиваться.
Ближе к 6 месяцам ребенок начнет произносить более сложные слоги. К первому году жизни – простые слова. Пока он этого не умеет, разговаривайте друг с другом, агукаясь. Не забывайте делать паузы, чтобы у малыша была возможность вставить свое слово. Наслаждайтесь каждым мгновением прекрасной поры детства, ведь оно проходит так быстро.
Тематический материал:
И не придавайте слишком уж большого значения ожиданию «агу» – на несколько недель раньше или чуть позже, чем у знакомых. Зачастую бывает и так, что младенцы, агукающие с первого месяца жизни, начинают отчетливо произносить слова чуть позже сверстников, не проявлявших такой ранней разговорной эрудиции.
А детки, быстро научившиеся лепетать, не всегда начинают читать раньше менее общительных ровесников. Главное, следите за тем, чтобы развитие ребенка не стояло на месте, а имело прогресс. При необходимости в более позднем возрасте обратитесь за помощью к логопеду. И будьте оптимистом!
После рождения ребенка ритм жизни матери настолько изнурителен, что о каких-либо радостях она даже не задумывается. Беспомощному малышу отдаются все крупицы энергии и сил, забота о нем занимает 24 часа в сутки. Молодая мама с нетерпением ждем награду за свои труды – первую улыбку своего любимого малыша. Но не стоит торопить события, ведь мозг малыша развивается согласно природному плану. Пройдет всего несколько недель после родов и мама узнает, когда ребенок начинает улыбаться осознанно.
Многие родители утверждают, что их кроха начал улыбаться чуть ли не сразу после рождения. В этом есть совсем небольшая доля истины, на рефлекторном уровне у новорожденного происходит неосознанное движение мышц. Взрослым при этом кажется, что он улыбается, обычно это происходит во сне. Старшее поколение даже придумало объяснение: малыша во сне целует ангел, поэтому он губами выражает радость. Но дело в том, что для осознанной улыбки человеку необходимо задействовать более 15 лицевых мышц. Ребенок просто не сможет осчастливить родителей задорной улыбкой в таком маленьком возрасте.
В возрасте 6-8 недель ребенок учится устанавливать зрительный контакт с близкими людьми и окружающими предметами. Мама может заметить, что кроха напряженно всматривается в ее лицо, пытаясь запомнить, эмоционально отреагировать. Когда грудничок начинает улыбаться осознанно, тогда и происходит в сознании полная идентификация родителей.
Первая мимика губ – это реакция на:
Второй месяц жизни ребенка является определяющим для дальнейшего развития умственных и психологических навыков. В этом возрасте у него проявляется так называемый рефлекс оживления. Малыш узнает голос родителей, проявляет интерес к окружающим событиям, радуется знакомым лицам.
Вместе с первой улыбкой проявляются другие признаки «рефлекса оживления» — хаотичные движения рук и ног. В педиатрии такое поведение новорожденного означает нормальное формирование умственной деятельности.
Следующий этап развития – «гуление». Вот малыш уже научился радовать маму и папу своей искренней улыбкой, привлекать к себе внимание интенсивным подергиванием конечностей. И вдруг родители 2-месячного крохи слышат не привычный плач, а позитивные звуки – агуканье. Радостный вскрик малютки происходит на фоне какого-либо интересного и удивительного события для него.
Когда ребенок начинает агукать и улыбаться впервые, родители бросают все свои дела и бегут на призыв к общению. Это лучшее время наладить контакт с крохой, сейчас он только учится взаимодействовать с окружающими людьми. Через двигательную активность, мимику губ, агуканье малыш передает свое отношение к увиденным и услышанным событиям. Маме следует чаще брать его на руки, разговаривать, напевать разные мелодии. Ее нежный голос вызовет положительные эмоции, на лице малютки засияет хоть и беззубая, но такая красивая и искренняя улыбка.
В родительские обязанности входит эмоциональное развитие малыша, стоит уделять достаточно времени для игр с ним. Некоторые молодые родители считают, что в таком возрасте малыш беспомощный, ничего не понимает, поэтому оставляют его в кроватке даже в состоянии бодрствования. Это большая ошибка, ведь без контакта с родными малыш не научится адекватно реагировать на внешние явления, не сможет проявлять свое плохое или хорошее настроение.
Когда дети начинают улыбаться осознанно – это знак для родителей начать обучение чувствам. Необходимо выбрать подходящий момент для тренировки улыбки. Общение лучше оставить на самый пик бодрствования, когда он сыт и его не тревожат колики. Малышу нужно строить потешные гримасы, щекотать за пяточки, издавать смешные звуки.
По поведению малыша можно определить готовность одарить родственников улыбкой:
В независимости от того, во сколько начинает улыбаться малыш обучение следует прекратить на время если у него испортилось настроение. Выражаться это может в суетливых движениях, наморщенном лобике и искривлении губ для дальнейшего плача. Маме при этом следует прекратить гримасничать и петь, взять кроху на руки и просто помолчать. Ему необходимо отдохнуть от новых для него эмоций. Часто родители доверяют обучение новорожденного старшим детям, и именно они становятся первыми свидетелями осознанной ухмылки.
Обычно к 2-3 месяцам дети радуют всех окружающих людей своей заразительной улыбкой. Даже самый серьезный карапуз найдет чему порадоваться. Но если к этому возрасту у ребенка отсутствует навык гримасничать, то это должно насторожить родителей, стать основанием внепланового визита к педиатру.
Ранняя диагностика этих отклонений дает шанс скорректировать поведение ребенка уже в более взрослом возрасте. Дать ему возможность эмоционально и психологически развиваться для того чтобы социальная адаптация прошла более безболезненно.
Каждая мама, увидев первую улыбку своего крохи, забывает об усталости и всех нерешенных проблемах. Это такое счастье наблюдать за таким беспомощным, но родным существом. Все проблемы уходят на задний план, когда ребенок начинает улыбаться осознанно. Главное начать диалог с пока еще несмышленым созданием, дать ему защиту и уверенность.