Басня Крылова «Слон на воеводстве» - это ироничная, сатирическая история, перипетии которой созвучны не только времени, в котором жил автор, но и современным нашим реалиям. Писатель в шутливой форме показывает извечную проблему – недальновидность власти и ее недостаточную осведомленность о проблемах простого народа.
Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас". -
"О плуты! - Слон кричит. - Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?"
А волки говорят: "Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать". -
"Ну то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском".
Основная мораль басни Крылова Слон на воеводстве таится в первых трех строках произведения. Автор утверждает, что такие хорошие черты руководителя как правдолюбие, великодушие, стремление решить проблемы народа, полностью нивелируются недальновидностью и неспособностью вникнуть в суть проблемы.
Художественный анализ басни Крылова Слон на воеводстве включает три основных образа – Слона, Овец и Волков.
Под лишенными всяких прав Овцами Крыловым понимается простой народ, который надеется на помощь «батюшки-воеводы». Главный герой повествования – Слон – не способен понять проблем овец, не осознает, что Волки с них «дерут шкуру» в буквальном смысле, и шкура – это все, что есть у несчастного животного. Кроме того, он должен учитывать интересы другого социального класса – Волков – в которых легко угадываются мелкие чиновники, помещики, полицейские и военные чины, живущие за счет народа.
Кто знатен и силен,
Да не умен,
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода:
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит.
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас".
"О плуты! - Слон кричит, - какое преступлен!
Кто грабить дал вам позволенье?"
А волки говорят: "Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять;
Да и того им жаль отдать".
"Ну, то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском".
Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
Основной мотив басни «Слон на воеводстве» Крылов раскрывает с первых строк. Автор не говорит, что добродушие, правдолюбие и полная отдача в служении народу – плохие черты. Однако в сочетании с недальновидностью они таят в себе зло.
Бедные Овцы, уставшие от бесконечного оброка со стороны Волков, – это простой народ. Он надеется, что воевода, в лице Слона, сумеет им помочь. Однако последний так и не понял смысла проблемы. Он хочет оказать содействие всем, но в итоге Овцы остаются без шкур (а кроме овчины у них больше ничего нет), а Волки, в которых угадываются местные чиновники, вполне довольны вердиктом Слона. Они продолжат бесчинствовать, отбирая у народа последнее.
Слона поставили воеводой в лесу. Он от природы был добр, но не умен. Поступила к нему от овец жалоба на волков, что сдирают с них шкуры. Слон начал ругать волков. Но те, зная, что Слон небольшого ума, стали хитрить. Они сказали, что Слон сам разрешил брать с овец небольшой оброк на зимние тулупы. Вот они и брали – всего-то по одной шкуре с овцы и больше ничего! Слон опять не понял подвоха и сказал: «По шкурке, так и быть, возьмите, а больше их не троньте волоском».
Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
«Что волки-де совсем сдирают кожу с нас». -
«О плуты! - Слон кричит. - Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?»
А волки говорят: «Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать». -
«Ну то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском».
(Илл. Ирины Петелиной)
Автор утверждает, что такие хорошие черты руководителя как правдолюбие, великодушие, стремление решить проблемы народа, полностью обесцениваются глупостью, недальновидностью и неспособностью вникнуть в суть проблемы.
Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит -
Вступило от овец прошение в Приказ:
"Что волки-де совсем сдирают кожу с нас". -
"О плуты! - Слон кричит. - Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?"
А волки говорят: "Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать". -
"Ну то-то ж, - говорит им Слон, - смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском".
В этой басне показывается то, что самые добрые и великодушные правители, если не имеют способностей руководить, желая сделать все хорошо, будут использованы чиновниками и приближенными,изображенные в образе волков, своих корыстных целях.
Также тут интересно описан народ в образе Овец — наивно полагающих, что своим обращением они обратят внимание на свои проблемы, и как искусно волки, управляя ситуацией добиваются прошения за свои дела.
Басня «Слон на воеводстве» – ироничная, сатирическая история, написанная в 1808 году, а высмеивает эта история невежественных руководителей, из-за глупости которых «страдает» простой народ.
Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он.
На воеводство был в лесу посажен Слон.
Хоть, кажется, слонов и умная порода,
Однако же в семье не без урода;
Наш Воевода
В родню был толст,
Да не в родню был прост;
А с умыслу он мухи не обидит,
Вот добрый Воевода видит –
Вступило от овец прошение в Приказ:
“Что волки-де совсем сдирают кожу с нас”. –
“О плуты! – Слон кричит. – Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?”
А волки говорят: “Помилуй, наш отец!
Не ты ль нам к зиме на тулупы
Позволил легонький оброк собрать с овец?
А что они кричат, так овцы глупы:
Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,
Да и того им жаль отдать”. –
“Ну то-то ж, – говорит им Слон, – смотрите!
Неправды я не потерплю ни в ком:
По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском”.
Мораль басни «Слон на воеводстве» автор вынес в самое начало, структурно обособил и вложил в нее следующий смысл: каким бы добрым и заботливым не был руководитель, если для занимаемой должности он глуповат, ничего хорошего от него ждать не стоит.
В басне «Слон на воеводстве» Крылов с помощью метафоры знакомит читателя с властными структурами своего времени, царской властью. Причем он не просто высмеивает ее или выставляет не в лучшем свете, а показывает, что встречаются на руководящих постах и хорошие люди, вот только их глупость (а слишком умные на серьезных должностях царю и не нужны), невежество и чванство мешают им быть такими же хорошими руководителями, поэтому любое, даже самое их благое, решение для народа чаще всего оборачивается новыми проблемами.
В басне овцы – это народ, творящие произвол волки – это помещики, а администрация и царская власть предстают в образе Слона, который пытаясь помочь бедным овцам, но по глупости и не до конца разобравшись в проблеме, так и не смог спасти их шкуры.
Эта ситуация очень наглядно показывает все отрицательные стороны крепостного права, беспомощность крестьян и безвыходность ситуации, когда «у руля» находятся не те люди.