Все секреты медицины

Все секреты медицины

» » Что такое утомление? Особенности переутомления у взрослых и детей. Характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой

Что такое утомление? Особенности переутомления у взрослых и детей. Характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Примерные вопросы тестов предметной олимпиады школьников по физической культуре 1. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит выше точек хвата обозначается как. 2. Задачи формирования личностных качеств спортсмена и управления его оперативным состоянием решаются в разделе, обозначаемом как подготовка спортсмена. 3. Бег по пересеченной местности обозначается как. 4. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и духовных сил обозначается как. 5. Физическая культура - это вид культуры человека и. 6. Приспособление организма к условиям существования обозначается понятием. 7. Совместную деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры принято обозначать как физкультурное. 8. Состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия называется. 9. Воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов называется. 10. Максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением как внутренних, так и внешних сил характеризует. 11. Метод организации деятельности занимающихся, когда все выполняют одно и то же задание, называется. 12. Периоды онтогенеза, в рамках которых обеспечиваются наиболее значительные темпы развития определенных способностей человека, складываются особо благоприятные предпосылки формирования определенных умений и навыков называются. 13. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий одновременное выполнение несколькими группами разных заданий, называется. 14. Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике

2 обозначается как. 15. Метод организации деятельности занимающихся, предусматривающий последовательное выполнение серий заданий, дозируемых индивидуально на основе максимального теста, называется. 16. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе. 17. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается снижение. 18. Акцентированное овладение элементами какой-либо спортивной дисциплины обозначается как. 19. Восстановление функций организма после перенесенных заболеваний или травм принято называть процессом. 20. Быстроту, как физическое качество характеризуют элементарные формы. 21. Качественной характеристикой нагрузки является двигательной нагрузки. 22. В честь афинского воина Филипидиса, принесшего в Афины весть о победе над персами в античные времена, во время современных Игр Олимпиады проводятся соревнования в. 23. Процесс освоения человеком системы знаний, норм и ценностей физической культуры, способствующих его функционированию в качестве полноправного члена общества, обозначается как. 24. Повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов происходит при использовании естественных сил природы в процессе. 25. Периоды биологического развития, в пределах которых формируются наиболее благоприятные условия совершенствования отдельных свойств организма и способностей человека, принято обозначать как. 26. В динамике работоспособности за фазой утомления, вызванной физической нагрузкой, следует фаза. 27. В динамике работоспособности после достижения суперкомпенсации при отсутствии повторения нагрузки наблюдается. 28. Восстановление функций организма после перенесённых заболеваний или травм принято называть процессом.

3 29. Для определения состояния психической напряженности, возникающей под влиянием сильных раздражителей, Ганс Селье использовал термин. 30. Измерение или испытание, проводимое для определения состояния, процессов, свойств или способностей человека, обозначается как. 31. Адаптивная физическая культура это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, и. 32. Закрытое механическое повреждение тканей и органов, характеризующееся нарушением их функций без явно выраженных морфологических изменений называется. 33. Механический прибор, используемый для измерения гибкости человека называется. 34. Подготовка спортсмена, направленная на освоение необходимых знаний, развитие мышления, выработку мыслительных умений и навыков мыслительных операций обозначается как. 35. Умышленное действие бегуна, когда он туловищем мешает другим участникам забега (наказывается дисквалификацией бегуна), называется. 36. Очко, выигранное непосредственно с подачи в волейболе, когда мяч доведен до пола или произошло одно касание и мяч ушел в аут, обозначается как. 37. Пояс для защиты нижней части живота и половых органов спортсмена в отдельных видах спорта, например, в регби, в хоккее и в единоборствах называется. 38. Циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений в организме называются. 39. Основную группу велогонщиков в групповой шоссейной гонке обозначают как Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется. 40. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют.

4 Задания, связанные с сопоставлением 1. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Двигательная активность 2. Деятельность 3. Двигательный опыт 4. Двигательное умение 5. Двигательные действия 6. Двигательный навык а) это регулированная сознанием психическая и двигательная активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной и имеющей общественную значимость цели. б) это количество движений, выполняемых в течение какого-то времени (день, неделя, месяц, год). в) объём освоенных человеком двигательных действий и способов их выполнения. г) это такая степень овладения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов, нестабильностью итогов выполнения действия. д) это движение (перемещение тела и его звеньев), выполняемое с определённой целью. е) это такая степень владения двигательным действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания). 2. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1.Обучение 2. Моторная плотность урока 3. Методы физического воспитания 4. Общая плотность урока 5. Методика 6. Объем нагрузки а) суммарное количество физической работы, выполненной за определенное время, физических качеств, способствующих всестороннему физическому развитию человека. б) способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Основные методы условно делятся на три группы: словесные, наглядные и практические. в) это время, затраченное только на выполнение упражнений. г) система средств и методов, направленных на достижение определенных результатов. д) организованный, систематический процесс, направленный на приобретение определённых знаний, навыков и умений, под руководством педагогов. е) включает в себя время на объяснение упражнений, переход от одного спортивного снаряда к другому и т. д.

5 3. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Гипокинезия 2. Гипервитаминоз 3. Гиповитаминоз 4. Гипоксия 5. Гетеротопность 6. Гиподинамия а) неодинаковая во времени выраженность процессов старения в различных тканях, органа и системах. б) совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие недостаточной двигательной активности (атрофические изменения в мышцах, деминерализация костей). в) недостаточная двигательная активность организма г) возникает при избыточном поступлении витаминов. д) недостаток витаминов в организме. е) кислородное голодание, которое возникает при недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе или в крови. 4. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Ген 2. Адреналин 3. Аэробный обмен 4. Белки 5. Витамины 6. Анаэробный обмен а) гормон мозгового слоя надпочечников, который усиливает распад гликогена и липидов в мышцах и печени, увеличивает силу сердечных сокращений, регулирует тонус кровеносных сосудов, участвует в адаптации организма к физическим нагрузкам. б) процесс распада и окисления питательных веществ с участием кислорода. в) процесс распада питательных веществ, протекающий в клетках организма без участия кислорода. г) высокомолекулярные азотосодержащие соединения, состоящие из аминокислот, основной источник энергии и пластический материал для построения клеток и тканей. д) это биологически активные органические соединения, необходимые для нормального функционирования организма. е) структурная и функциональная элементарная частица наследственной информации (часть молекулы ДНК).

6 5. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Идеомоторные упражнения 2. Гандикап 3. Быстрота 4. Выпад 5. Врабатывание 6. Бег а) способность совершать движения с определенной скоростью, обусловленная способностью мышц преодолевать сопротивление с большим ускорением, и определяется скоростью движения б) это способ ускоренного передвижения, в котором чередуются одноопорные и полётные фазы, т. е. опора одной ногой о землю чередуются с фазой полёта (с без опорной фазой). в) состояние, возникающее в начальный период работы, при котором происходит переход функций организма и обмен веществ от уровня покоя до уровня, необходимого для выполнения данной работы. г) положение с выставленной и согнутой опорной ногой, другая прямая, туловище вертикально. д) в многоэтапных спортивных соревнованиях способ отражения лидерства на предыдущих этапах в более раннем выпуске на старт в последующих. е) многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. 6. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Кувырок 2. Гибкость 3. Группировка 4. Гибкость пассивная 5. Гимнастическая терминология 6. Вис 7. Курбет 8. Комплекс упражнений а) способность человека выполнять упражнения с наибольшей амплитудой движения в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата. б) максимальная амплитуда движений, достигнутая приложением внешних сил. в) положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты руками к груди и кисти захватывают колени.

7 в) система специальных наименований, применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, а также правила образования и применения терминов, условных сокращений и формы записи упражнений. г) положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата. д) несколько упражнений, подобранных в определенном порядке для решения конкретной задачи. е) прыжок назад с рук на ноги. ж) вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела. 7. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Нападающий удар 2. Блок 3. Жест 4. Допинг 5. Дельфин 6. Заслон а) технический прием защиты в волейболе, с помощью которого преграждается путь к мячу, летящего после нападающего удара соперника. б) это запрещённые фармакологические препараты и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата. в) способ спортивного плавания, возникающий как разновидность брасса. г) это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека. д) прием помощи партнеру для освобождения от опеки. е) технический прием атаки в волейболе, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. 8. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Закаливание 2. Образ жизни 3. Обмен веществ 4. Иммунитет 5. Здоровый образ жизни 6. Здоровье а) состояние организма, характеризующееся совершенной саморегуляцией органов и систем, гармоничным сочетанием физического, морального и социального благополучия. б) процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности (это способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей).

8 в) это повышение устойчивости организма к влиянию внешних факторов при использовании естественных сил природы. г) особенности повседневной жизни людей в конкретных социально экономических условиях. д) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. е) это сложный, постоянно протекающий, самосовершающийся и саморегулирующийся биохимический и энергетический процесс, связанный с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных веществ 9. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Воспитание 2. Вид спорта 3. Основной обмен 4. Гигиена 5. Врачебный контроль а) это минимальное количество энергии, затрачиваемое организмом для поддержания базового уровня жизнедеятельности. б) научно-практическая дисциплина, изучающая состояние здоровья, физическое развитие, функциональное состояние организма и влияние на него занятий. в) медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. г) это вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей. д) это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации ей образования в условиях педагогического процесса. 10. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Отягощение 2. Отдых 3. Мышцы антагонисты 4. Мышца 5. Мышцы синергисты 6. Молочная кислота а) анатомическое образование, орган тела человека, состоящий из поперечно-полосатой или гладкой мышечной ткани, способной к сокращению под влиянием нервных импульсов. б) мышцы, действующие одновременно (или поочередно) в двух противоположных направлениях. в) мышцы, осуществляющие совместно одно определенное движение. г) важный промежуточный продукт распада углеводов, отражает мощность энергетического энергообразования. д) это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности (активный и пассивный). е) это внешнее сопротивление движению (гиря, штанга), усложняющее выполнение упражнения, способствующее увеличению мышечных усилий.

9 11. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Личность 2. Мотив 3. Олимпийское движение 4. Олимпийская хартия 5. Олимпизм а) это сборник уставных документов МОК, в которых сформулированы цели и задачи современного олимпийского движения, принципы олимпизма, свод законов и правил, которыми руководствуются участники олимпийского движения. б) это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. в) это совместная деятельность людей, осуществляемая во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванная активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта. г) это осознанная причина активности человека, направленная на достижения цели. д) человек как субъект отношений и сознательной деятельности, с устойчивой системой социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 12. Установите соответствие между основными понятиями и их определениями: 1. Спорт высших достижений 2. Спортивная дисциплина 3. Любительский спорт 4. Спортивная классификация 5. Массовый спорт а) часть физической культуры, представляющая собой массовое спортивное движение, способствующее развитию физической культуры среди населения в целях привлечения к занятиям физическими упражнениями и выявления талантливых спортсменов в различных видах спорта. б) многостороннее массовое спортивное движение в общей системе физического воспитания граждан, дающее возможность совершенствовать своё спортивное мастерство и достигать высших результатов в различных видах спорта. в) область спорта, обеспечивающая достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов. г) система спортивных званий, разрядов и категорий, определяющих уровень мастерства в отдельных видах спорта, а также уровень квалификации тренеров, спортсменов, инструкторов, методистов и судей. д) это составная часть вида спорта, отличающаяся от других составляющих дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности.


Предмет: физическая культура Задания заочного этапа Многопрофильной олимпиады школьников КГУ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ 1 группа - задания с выбором правильного ответа (ответов) плюс1 балл за каждый правильный

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задания в закрытой форме 1. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является а. Римский император Феодосий I. б. Пьер де Фреди, барон де Кубертен. в. Философ-мыслитель

Теоретические задания по физкультуре 11 класс Школьный этап Время проведения:60 мин. 1. Первое официальное участие России в Олимпийских играх произошло на играх... а) II Олимпиады в Париже (1900). б) IV

2011 год ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП 7-8 классы Инструкция по выполнению заданий Задания представлены в форме тестов и определений. 1-30 вопросы даны

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1. В настоящее время среди основных форм организации физической культуры в обществе выделяют: а) спорт, прикладную, военную, оздоровительную, базовую б) базовую,

1. Физическая культура и спорт. Примерные темы рефератов по физической культуре 1. Формирование ценностных ориентаций школьников на физическую культуру и спорт. 2. Роль физической культуры и спорта в духовном

Выносливость это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР Задания, ответы и критерии оценивания I. Задания в закрытой форме,

Теоретико-методическое задание для учащихся 9-11 класс 1. В древности подростки, подражая взрослым, осваивали жизненно необходимые навыки и совершенствовали свои физические качества. Так возникли а. системы

XIV ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Финальный этап Теоретико-методическое задание Саранск 2013 Инструкция по выполнению задания. Вам предлагаются задания, соответствующие

Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета «Физическая культура» в образовательной школе План: Специфика физического воспитания в общеобразовательной школе. Физическое воспитание

Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Мини-футбол» составлена на основе письма Министерства образования РФ от 11.12.2006г. No06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания, соответствующие

Примерная тематика рефератов для студентов специального отделения и временно освобождѐнных от практических занятий по физической культуре 1 семестр. 1. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ВРЕМЕННО ОСВОБОЖДЕННЫХ ОТ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК 1. Физическая культура - часть общечеловеческой культуры. 2. Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления

Теоретико-методическое задание 1. В каком году, и в каком городе было положено начало проведению Зимних Олимпийских игр? а) 1916г. Осло; б) 1920г. - Лейк Плейсид; в) 1924г. Шамони; г) 1928г. - Сент Мориц.

Инструкция по выполнению задания. Вам предлагаются задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты

ОТВЕТЫ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» для учащихся 7-8 классов Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания,

1 вариант Теоретико-методические задания по предмету «Физическая культура» для учащихся 9-11 классов 1. Пьер де Кубертен был удостоен на конкурсе искусства золотой медали за а) олимпийскую клятву спортсменов

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. Вид общественной сферы жизни, представляющий собой специфический процесс и результат деятельности

Теоретико-методические задания олимпиады по физической культуре для 7-8 классов Введение Цель данных заданий определить уровень теоретических знаний учащихся по предмету «Физическая культура». Теоретико-методическое

1.Результаты освоения курса «Атлет» Программа объединения дополнительного образования «Атлет» Цель программы улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Для достижения

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту Направление подготовки Профиль подготовки 38.03.05. Бизнес-информатика Архитектура предприятия Квалификация

БИЛЕТ 1 1. Предмет и задачи биохимии как науки. значение понимания биохимических реакций организма человека для преподавателя физической культуры. Химический состав живых организмов. 4 типа биоорганических

Теоретико-методическое задание 1. В каком году волейбол был включен в программу Олимпийских игр? а) 1956; б) 1968; в) 1964; г) 1952. 2. С какого года баскетбол включен в программу Олимпийских игр? а) 1936;

8. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Первый семестр 1. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. 2. Основные критерии, определяющие уровень

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По физической культуре для 10-11 классов АННОТАЦИЯ Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры

Предмет Физическая культура II уровень образования (основное общее образование) 6-9 класс Нормативнометодические материалы Реализуемый УМК Рабочая программа по физической культуре 6-9 классы составлена

Приложение.6 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования МАОУ лицей 39, утвержденной приказом 62-2 от 3.08.206 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

11 класс Аннотация к рабочей программе по физической культуре Учебная программа по физической культуре в 11 классах составлена на основании комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов,

Теоретико-методический тур Содержание теоретических заданий ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССЫ Задания в закрытой форме 1. Структура процесса обучения двигательным действиям обусловлена а) индивидуальными

Утверждаю Фонд оценочных средств МБОУ «СОШ 5» для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации п/п Предмет Класс Форма оценочного средства Краткая характеристика оценочного средства

Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Дудинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа Андреапольского района Тверской области «Согласовано»

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра физики, биологии и инженерных технологий 2. Направление подготовки 09.03.02Информационные

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 40» город Каменск-Уральский Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 10-11 класс СТАНДАРТ СРЕДНЕГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 160» Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель МО Протокол от..20 Согласовано

Теоретико-методическое задание 10-11 класс Фамилия, Имя, Отчество Школа Класс Район Инструкция по выполнению заданий. Вам предлагаются задания соответствующие требованиям по предмету «Физическая культура».

1. Способность выполнять координационно-сложные двигательные действия называется: - ловкостью - гибкостью - силовой выносливостью 2. Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: - из зоны

1. Вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в

Демо-версия вступительного испытания Направление 44.04.01 Педагогическое образование Магистерская программа «Образование в сфере физической культуры в системе профильной подготовки» ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Байкальский Государственный университет экономики и права» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, профессор Т.Г. Озерникова 2013 г. ПРОГРАММА

Образовательная программа кружкового объединения «От игр к спорту» Срок реализации 1 год Руководитель кружкового объединения: Муртазина Ольга Николаевна РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОГО КРУЖКА «От игр к

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Актуальность проблемы: Волейбол, как вида спорта, помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ). Общие сведения 1. Кафедра общих дисциплин 2. Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. Наименование и область использования 3 2. Основание 3 3. Цель и назначение 3 4. Источники 3 5. Требования 3 6. Содержание 3 7. Календарный план 4 7.1 Виды занятий - лекции 4 7.2 Виды

1. Какой из критериев спортивного отбора в данном конкретном виде спорта является самым информативным и объективным на момент его проведения? 1) специальная физическая подготовка 2) общая физическая подготовка

Сыроватко Зоя Викторовна Национальный технический университет Украины «КПИ» Методика развития быстроты на занятиях по волейболу в НТУУ «КПИ». В соответствии с современными представлениями быстрота понимается

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления.

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура (АФК)» для учащихся 8 классов Составитель: Киселева

Рабочая программа спортивной секции "Волейбол" составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного, среднего(полного) общего образования по физической культуре. Программа рассчитана

Пояснительная записка. Основная задача программы общее физическое развитие учащихся, укрепление опорно-двигательного аппарата, освоение различных упражнений. С помощью применения специальных упражнений

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «КОТЕЛЬНИКИ» Почтовый адрес: Московская область,

Страница 3 из 6 Дополнительное вступительное испытание профессиональной направленности по дисциплине проводится в формах: - письменного тестирования; - тестирования физических способностей ИСПЫТАНИЕ ПО

2011 год ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ II (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ЭТАП 9 класс Инструкция по выполнению заданий Задания представлены в форме тестов и определений. 1-25 вопросы даны

1.6. Оценивание успеваемости учащихся по предмету «Физическая культура» Оценивание достижений учащихся в освоении учебного материала осуществляется на основе требований Федерального государственного образовательного

МКОУ «СОШ 2» п. Садовый Утверждаю. Рассмотрено на заседании МО Директор школы: протокол 1 от 05.09.16г. Давыдов М.Ю. ПМО: Старчикова С.Н. Приказ 41 от 06.09.16 г. Рабочая программа по физической культуре

Оценочные материалы по физической культуре 7 класс МБОУ Гимназия 3 г.шарья Кодификатор элементов содержания по физической культуре в 7 классе. Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания

Текст задания для срезового контроля знаний по физической культуре Класс: 8 I вариант 1. Физическая культура направлена на совершенствование: а) двигательных навыков; б) природных физических свойств человека;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ПО КОННОМУ СПОРТУ». МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: Особенности

Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «ОФП. Подвижные игры с элементами баскетбола» (2 часа в неделю) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа внеурочной

Наименование КТП по физической культуре 7 класс Предмет Физическая культура Преподаватель Клишина Людмила Алексеевна Наименование раздела Номер урока План Факт Информация о корректировке Тема уроков Планируемый

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 11 классы Инструкция по выполнению заданий Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню

СЕРОССИЙСКЯ ОЛИМПИД ШКОЛЬНИКО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2013/2014. ШКОЛЬНЫЙ ЭТП. 9 11 КЛССЫ. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗДНИЕ 9-11 классы Инструкция по выполнению задания. Уважаемый участник! ам предлагаются

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БАСКЕТБОЛ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Модифицированная многоуровневая программа секции относится к программам физкультурно-спортивной направленности. баскетбола Одним

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Физической культуре» 7 класс. Программа рассчитана на 102 часа(3 час в неделю). Для реализации программного содержания используется: «Физическая культура»

Физиологические основы труда. Динамика работоспособности. Утомление.

Работоспособность - способность производить сформированные, целенаправленные действия, характеризующиеся количеством и качеством работы за определенное время.

Работоспособность является показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации трудового процесса, его соответствие возможностям человека, его эффективность. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга.

Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.

При рассмотрении работоспособности применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 -12) и дневные (с 14-17) часы. В дневное время наименьшая работоспособность отмечается в период между 12 -14 ч, а в ночное время - с 3 - 4 ч, достигая своего минимума. С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон. Изменение работоспособности в течение рабочей смены имеет несколько фаз:

- фаза врабатывания - уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде - до 2-2,5 ч;

- фаза высокой устойчивости работоспособности - сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью; продолжительность фазы может 2-2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;

- фаза снижения работоспособности характеризуется уменьшением функциональных возможностей человека, появляется чувство усталости.

Периодическое чередование работы и отдыха способствует сохранению высокой устойчивости работоспособности (обеденный перерыв в середине рабочего дня и кратковременные регламентированные перерывы). Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается.

Утомление - особый вид функционального состояния человека, временно возникающий под воздействием продолжительной или интенсивной работы и приводящий к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, ухудшении координации движений, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения и переключения внимания и пр. Утомление- сложный и разнородный комплекс явлений. Возникает в результате длительной, чрезмерной или нерациональной нагрузки и характеризуется снижением работоспособности. Утомление – это физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности. Утомление может возникнуть при любом виде деятельности – и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, нарушением внимания, замедлением мышления, нарушением сна. Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, скорости, точности, согласованности и ритмичности движений.

Утомление - обратимое физиологическое состояние человека. Но если работоспособность не восстанавливается к началу следующей смены, утомление может накапливаться и переходить в переутомление - более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма, инфекционным заболеваниям.

Различают быстро и медленно развивающееся утомление: первое возникает при очень интенсивной работе (работа грузчика, каменщика, работника творческого труда и др.), второе - при длительной мало интересной однообразной работе (труд водителя, работа на конвейере).

Физиологическая картина физического и умственного утомления сходна. Умственное и физическое утомление влияют друг на друга. При тяжелом физическом утомлении работа малопродуктивна, падает мышечная работоспособность. При умственном утомлении отмечается расстройство внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабляется точность и координированность движения.

Утомление и переутомление одна из причин повышенного травматизма на производстве. Повышение работоспособности и снижение утомляемости на производстве достигаются за счет повышения квалификации работников и технического совершенствования производственного процесса.

Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда. В этих случаях понижение работоспособности является следствием нарушения функционального состояния организма. Быстрота утомления зависит от специфики труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц; менее утомительны ритмичные движения. У многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Утомление связано со снижением работоспособности, которая восстанавливается в результате полноценного отдыха. Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению, которое может стать причиной неврозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Для профилактики переутомления необходимо учитывать две фазы работоспособности: I – возбудительную, связанную с двигательным беспокойством, рассеянностью внимания; II – тормозную, когда наблюдается вялость, снижение жизненного тонуса.

Эффективность и качество работы во время возбудительной фазы утомления могут оставаться высоким, но достигается это за счет волевого усилия и психического напряжения. Появляется субъективное чувство усталости, но работу следует продолжать до наступления II фазы утомления. При появлении признаков торможения центральных мозговых структур попытки преодолеть его и продолжать трудиться могут вызвать переутомление, поэтому наступление тормозной фазы диктует необходимость отдыха.

Важным средством борьбы с переутомлением является рациональный режим труда и отдыха или организация в строго определенное время рабочего дня краткосрочных перерывов, которые устраиваются с учетом характера трудового процесса. Полноценный отдых заключается не в безделье, а должен чередоваться с двигательной активностью и сменой деятельности. Одним из действенных средств длительного сохранения работоспособности в течение рабочего дня является четкий ритм трудовой деятельности.

Работа, выполняемая ритмично, примерно на 20% менее утомительна, чем неритмичная работа такой же тяжести. При проведении мероприятий по предупреждению утомления важное место должно отводиться устранению лишних движений, рациональной организации рабочего места, позволяющей не только экономить движения, но и работать в нормальной позе, исключающей статические напряжения мышц.

Развитию утомления способствует монотонная однообразная работа с несложными, непрерывно повторяющимися процессами. В этом случае важно периодически активно переключать внимание и деятельность (вводить производственную гимнастику, делать физкультурные паузы и т. д.). Чтобы уменьшить элементы монотонности труда при работе на конвейере, полезно членам одной бригады владеть несколькими операциями и поочередно заменяя друг друга, переключаться на другую трудовую операцию. Состояние утомления определяется по ряду психофизиологических показателей позволяющих оценить основные свойства нервной системы, а также по функциональным пробам, при помощи которых регистрируется функциональное состояние сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма.

Условия рациональной организации труда, препятствующих развитию утомления (по Н. Е. Введенскому):

1) во всякий труд нужно входить постепенно;

2) необходим оптимальный для данного труженика ритм работы;

3) важна привычная последовательность и систематичность работы;

4) необходимо правильное чередование труда и отдыха;

5) нужно постепенное и систематическое упражнение и как результат его - укрепляющийся навык;

6) важно благоприятное отношение общества к труду. Эти условия в полной мере сохраняют свою силу и сегодня.

Утомляемость - особенность организма в целом или отдельных его частей быть подверженными утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к какому-либо виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния работающего, уровней мотивации и нервно-эмоционального напряжения. При физическом труде, тренировках любой тяжести (интенсивности), а также умственном труде утомляемость тем больше, чем ниже уровень общей физической работоспособности.

Усталость - субъективное ощущение утомления, отражает множество изменений биохимических, физических и психо-физиологических функций, появляющихся во время длительной или интенсивной работы. Появляется желание либо прекратить работу, либо снизить нагрузку.

Нервно-эмоциональное напряжение - особое состояние, возникающее в процессе работы или общения, где доминирует эмоциональная составляющая, придающая повышенную оценку всем или каким-либо элементам деятельности. Нервно-эмоциональное напряжение характеризуется высоким тонусом ЦНС и повышенной активностью гормонального звена регуляции.

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а.формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

Основные понятия ТФКиС

Определения понятий

1.Физическая реабилитация

А) Социальное течение, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.

2.Физическая культура

Б) Процесс становления и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого организма

3. Спорт

В) Вид воспитания, направленный на обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управление развитием) физических качеств человека

4.Физическая рекреация

Г) Целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей

5.Физическое воспитание

Д) Процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре

6.Физическое развитие

Е) Использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей

7.Физкультурное движение

Ж) Игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижения наивысших результатов

8.Физическая подготовка

З) Процесс воспитания физических качеств и овладение жизненно важными движениями

9.Физическое совершенство

К) Результат физкультурной деятельности, представляющий собой всестороннее и гармоничное единство совершенной биологической природы человека и сформированных у него соответствующих социальных и психических качеств и свойств

10.Оздоровительный спорт (массовый, народный, «спорт для всех»)

Л) Пограничный между спортом и физической культурой социальный феномен, сущность которого составляет оздоровление через физкультурную состязательную деятельность

В процессе занятий физической культурой и непосредственно при выполнении упражнений состояние человека меняется как во времени, так и в зависимости от выполняемой работы. Это обусловлено требованиями, предъявляемыми нагрузкой организму, относительной инертностью включения в работу вегетативных систем, особенностями высшей нервной деятельности человека и т.д.

Предстартовое состояние характеризуется теми изменениям в организме, которые происходят в процессе ожидания предстоящей работы. Осуществляемые по механизму условных рефлексов, они способствуют мобилизации организма на ожидаемую деятельность, благодаря чему происходит более быстрое и эффективное вхождение в саму работу.

В животном мире предстартовое состояние выражено, по крайней мере во времени, довольно слабо, так как физиологический стресс, требующий движения, развивается либо как реакция на постепенно наступающие в организме изменения (голод, холод), либо как внезапно возникшее жизненно важное обстоятельство (опасность, появление полового партнера). У человека же двигательная активность в процессе физической культуры носит искусственный характер и планируется заранее. Естественно, что и ожидание предстоящей работы уже готовит организм к ней: меняется активность обменных процессов, тонус мышц, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других вегетативных систем, терморегуляция и пр. Причем характер происходящих в предстартовом состоянии изменений во многом соответствует особенностям предстоящей работы.

Наличие у человека второй сигнальной системы, умение абстрагироваться от действительности и предвидеть предстоящее во многом делает человека психологическим заложником будущего, заставляет его ждать. Само же ожидание у разных людей протекает по-разному, что преимущественно обусловлено их психолого- и физиолого-типологическими особенностями. В связи с этим обстоятельством различают несколько разновидностей предстартовых реакций.

Боевая готовность – предстартовое состояние, обеспечивающее оптимальную мобилизацию организма к предстоящей работе. При этом в ЦНС оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, нормализуются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в ней, несколько повышается обмен веществ и активность кислородо-транспортных систем. Чем ближе момент начала занятия, тем более выраженными оказываются эти процессы.

Предстартовая лихорадка отражает преобладание в ЦНС возбудительных процессов. Чаще всего она бывает у людей холерического темперамента и характеризуется преобладанием симпатического отдела вегетативной нервной системы. Уже задолго до начала двигательной активности в крови у человека появляется много гормонов стресса, он переживает, нарушается сон и т.д. В результате предстартовой лихорадки спортсмен «перегорает», уже до старта растрачивая свой энергетический и психологический потенциал, и рассчитывать на высокий результат ему не приходится.

Предстартовая апатия обусловлена преобладанием в ЦНС тормозных процессов и чаще встречается у людей со слабым типом нервной деятельности – меланхоликов. Сам человек при этом угнетен, убежден, что у него ничего не получится, жизненный тонус снижен. Естественно, что выполняет он физические упражнения с чувством обреченности, без необходимого настроя, организм же его не готов к высокому результату, даже если соревнованию предшествовала значительная тренировочная работа и объективно спортсмен готов к высоким достижениям.

Разминка непосредственно предшествует основной работе и имеет основной целью добиться оптимального состояния организма к началу этой работы.

Разминка включает две части – общую и специальную. Общая разминка представляет собой ряд упражнений, которые чаще всего однотипны независимо от выполняемой основной работы, и решает следующие задачи:

– нормализация психосоматического состояния физкультурника или спортсмена;

– постепенная активизация обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

Обычно общая разминка представляет собой медленный с постепенно нарастающей интенсивностью бег и ряд общеразвивающих упражнений. Последние направлены не только на активизацию обмена веществ, но и подбираются таким образом, чтобы привести человека в состояние боевой готовности. Поэтому при наличии предстартовой лихорадки подбираются общеразвивающие упражнения спокойного характера, без резкой смены темпа и ритма, хорошо знакомые человеку. При наличии же предстартовой апатии упражнения должны быть резкими, с быстрой сменой ситуаций и т.д. – те, которые бы активизировали возбудительные процессы в ЦНС.

Общая разминка должна заканчиваться не ранее начала потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличиваются. В то же время, при повышении температуры тела, более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения рабочих тканей.

Специальная разминка решает следующие задачи:

– восстановление двигательного динамического стереотипа;

– подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.

В специальной разминке применяются, упражнения, специфичные для данного вида спорта (бег – для бегуна, работа с мячом – для баскетболиста, работа на снарядах – для гимнаста и т.д.). В такой разминке оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Так как при выполнении специальных упражнений в работу включаются непосредственно те отделы опорно-двигательного аппарата, на которые будет приходиться основная нагрузка, то постепенно их состояние все в большей степени приближается к тому, которое необходимо для наиболее эффективного выполнения упражнения. В специальной разминке продолжаются усилия по нормализации психического состояния физкультурника, формируется его настрой на выполнение предстоящей работы.

Разминку проводят до достижения того состояния, которое необходимо для начала эффективного включения в основную работу. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало состояние утомления. Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными особенностями физкультурника, погодой, предстартовым состоянием и т.д. Естественно, что чем интенсивнее предстоящая работа, тем длительнее должна быть разминка, так как требуется добиться более высокого уровня функционирования.

После окончания разминки до начала основной работы, как правило, проходит некоторое время. Период этого времени не должен заметно снижать физиологические функции, но сохранять высокую активность терморегуляции и двигательного динамического стереотипа. Обычно этим требованиям соответствует период от 5 до 8 минут (разумеется, это время сугубо индивидуально и, кроме того, зависит от погоды, состояния физкультурника и других факторов). Непосредственно перед выполнением основной работы рекомендуется сделать несколько специфических действий (короткое ускорение у спринтера, броски в корзину у баскетболиста и т.д.).

Врабатывание представляет собой процесс усиления деятельности организма в первый период работы, способствующий наиболее эффективному выполнению самой работы. В процессе врабатывания происходит дальнейшая оптимизация двигательного динамического стереотипа и постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Особое значение имеет второе обстоятельство, так как деятельность внутренних органов отличается относительной инертностью.

Врабатывание различных функций происходит не одновременно. Так, двигательный аппарат и частота сердечных сокращений входят в работу быстрее, чем артериальное давление и ударный объем сердца; легочная вентиляция – быстрее, чем потребление кислорода и пр. Естественно, что чем интенсивнее выполняемая работа, тем активнее, но дольше идет врабатывание, поэтому при упражнениях малой аэробной мощности (ускоренная ходьба, легкий бег) оно может продолжаться 1 –2 минуты, а при максимальной аэробной мощности (марафон) – 5–7 минут. В тех же видах деятельности, которые протекают в переходном и анаэробном режимах, врабатывание может вообще закончиться уже после завершения работы*.

* Так, в легкой атлетике при беге на дистанции до 1500 м включительно вегетативные функции не успевают достичь того уровня, который необходим для обеспечения работы мышц при такой мощности в полной мере, поэтому продолжают нарастать не только до конца дистанции, но даже после финиша.

В первый период выполнения упражнения работа мышц обеспечивается в основном за счет анаэробных (гликолитических) механизмов с образованием молочной кислоты. Ее попадание в кровь активизирует через ЦНС и специальные рецепторы, находящиеся в сосудистой системе и непосредственно в вегетативных органах, деятельность последних. Следовательно, окисление образовавшейся в первый период работы молочной кислоты – так называемый кислородный долг – может происходить частично как в процессе самой дальнейшей работы, так и после ее окончания. Причем чем мощнее упражнение, тем больший образуется кислородный долг и тем большее время требуется после окончания работы для его возмещения. Важно, что правильно проведенная разминка укорачивает период врабатывания.

«Мертвая точка» и «второе дыхание». Через некоторое время после начала напряженной и продолжительной работы часто наступает особое состояние, которое называют «мертвой точкой» и которое характеризуется тяжелыми субъективными ощущениями, среди них основные – одышка, стеснение в груди, пульсация сосудов в мозгу, желание прекратить работу. Объективно при этом повышается потребление кислорода, повышаются выведение СО2, частота сердечных сокращений, потоотделение. Основной причиной этого является чрезмерно интенсивное начало выполнения работы и накопление в связи с этим в организме молочной кислоты. Если в момент «мертвой точки» снизить интенсивность выполнения работы, довольно быстро она проходит и наступает внезапное облегчение, проявляющееся, прежде всего, в появлении нормального («комфортного») дыхания – так называемое «второе дыхание». В условиях же соревнований, когда снижать интенсивность работы нельзя, для достижения «второго дыхания» требуется приложить большие волевые усилия. «Второе дыхание» должно свидетельствовать о том, что организм достаточно мобилизован для удовлетворения рабочих своих запросов.

Устойчивое состояние. При выполнении упражнений постоянной аэробной мощности вслед за врабатыванием наступает устойчивое состояние, характеризующееся стабилизацией физиологических функций организма на относительно постоянном уровне. При упражнениях малой мощности имеется качественное соответствие между потребностью организма в кислороде (кислородным запросом) и ее удовлетворением – истинное устойчивое состояние. При более высоких мощностях существует некоторое несоответствие между запросом и удовлетворением, однако, несмотря на постепенно накапливающийся кислородный долг, на протяжении некоторого времени физиологические функции продолжают оставаться неизменными – это так называемое условное, или ложное, устойчивое состояние. Образующийся при этом кислородный долг тем больше, чем мощнее и длительнее работа. В упражнениях же анаэробной мощности устойчивое состояние выделить вообще нельзя, так как на протяжении всего времени их выполнения быстро повышается кислородный долг и происходят прогрессивные изменения других физиологических функций.

Утомление – это совокупность изменений, происходящих в организме при выполнении упражнений и приводящих к снижению работоспособности. Субъективно утомление выражается усталостью, однако между ним и утомлением нет четкой зависимости: если последнее обусловлено объективными изменениями в организме, то усталость чаще всего носит психологический характер (неинтересная работа, отсутствие мотивации и т.п.).

Причин утомления достаточно много и преобладающие из них отличаются в зависимости от вида выполняемой работы. Тем не менее, общий для всех видов деятельности механизм заключается в возникновении утомления в рабочих отделах ЦНС. Такое торможение носит охранительный характер, или, по И.П. Павлову, «запредельный», и является результатом либо мощной (при работе высшей интенсивности), либо длительной (при малой интенсивности) импульсации от рецепторов работающих мышц.

Не меньшее значение имеют и изменения, наступающие в самих мышцах. Они могут выражаться:

– в истощении энергетических ресурсов мышц – гликогена, АТФ и фосфагенов, что обусловливает невозможность поддерживать требуемую мощность мышечных сокращений (такая картина бывает при длительных малоинтенсивных упражнениях);

– в засорении мышц промежуточными продуктами обмена, среди которых особая роль принадлежит молочной кислоте, накопление которой ведет к неполному расслаблению мышечных волокон, в связи с чем сила их сокращений уменьшается; засорение особенно свойственно упражнениям околопредельным, находящимся в зоне анаэробной мощности (например, бег на 800 м в легкой атлетике).

Важное значение в возникновении утомления при выполнении относительно длительных упражнений играет и истощение энергетических ресурсов в организме. В общем виде динамика этого процесса выглядит следующим образом. В течение первых 5–7 минут работы мышцы в качестве источника энергии использует углеводы крови. По истечении этого времени, когда концентрация их заметно снижается, источником энергии становится гликоген мышц и печени. Приблизительно через 15–20 минут с начала работы (в зависимости от ее интенсивности) к ним добавляются и жиры, значение которых по мере дальнейшего выполнения работы постепенно возрастает, а значение гликогена – снижается.

Таким образом, развитие утомления определяется многими обстоятельствами: мощностью и длительностью выполняемой работы, состоянием систем энергообеспечения организма, тренированностью человека к этому виду деятельности, состоянием организма к моменту выполнения упражнения и т.д. Необходимо, однако, отметить, что само по себе утомление, являясь закономерным итогом выполненной работы, не должно рассматриваться как отрицательное явление: при правильно спланированных нагрузках именно утомление является исходным условием роста работоспособности, о чем должна свидетельствовать характеристика процесса восстановления.

Восстановление представляет собой совокупность процессов, происходящих в организме после прекращения работы и обеспечивающих восстановление работоспособности организма. На протяжении восстановительного периода удаляются из организма продукты рабочего обмена веществ, восполняются энергетические запасы, структурные вещества и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности, то есть по существу происходит нормализация нарушенного работой гомеостаза. Однако значение восстановления этим не ограничивается, так как в его процессе функциональные возможности организма не только достигают дорабочего уровня, но в определенный период времени могут превысить его.

Общие закономерности восстановления функций после работы отражены на рисунке.

Принципиальная схема восстановления энергетического потенциала функциональной

Системы после выполнения работы

Как видно из представленного рисунка, на определенном этапе восстановления энергетики и работоспособности их величина оказывается выше исходного значения, что определяется как суперкомпенсация. Объясняется это явление следующим образом. Двигаясь, организм и восполняет израсходованное. Он старается не просто «добрать» недостающее, вернуться к исходному состоянию, а обязательно накопить больше, чем истратил. Это – процесс индукции избыточного анаболизма, то, что в экономике называют «расширенное воспроизводство». Отсюда становится понятно, что максимальный объем повторной работы, выполненной в периоде сверхвосстановления, может быть выше, чем предыдущий, а суперкомпенсация после повторной работы оказывается на еще более высоком уровне, выше первой – в этом, собственно, и заключается эффект тренировки системы. Суперкомпенсация протекает в две фазы: 1 – избыточное накопление массы, что и обусловливает рост и накопление внутренней энергии, причем этот эффект касается не только мышечной системы, но и нервной, и железистой, и других; 2 – избыточное накопление структурно-энергетических потенциалов (структурной энергии), увеличивающих не массу, а свободную энергию.

Определенный объем постоянной двигательной деятельности как реакции на стресс создает энергию адаптации, без достаточного уровня которой человек не может реализовать в жизни заложенную в него природой генетическую программу, не может дожить до естественной старости и не может быть здоровым. Не зря поэтому рожденный незрелым плод без необходимого объема двигательной активности не может пройти все фазы формирования (созревания), а взрослый не может накапливать структурную энергию, необходимую для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Непосредственно во время мышечной деятельности в скелетной мускулатуре и в тканях, обеспечивающих двигательную активность систем (в том числе и нервной), возникают структурные изменения (в частности – распад белка). После же нагрузки поступивший с пищей пластический материал не только восполняет разрушенную структуру, но и через измененный тканевый обмен создает предпосылки для дальнейшего развития. Здесь двигательная активность выступает как регулятор, увязывающей генетическую программу с условиями существования в каждый данный момент. Понятно поэтому, что пища не сама по себе обеспечивает рост и развитие, а лишь в случае возникновения в результате движения в работающей ткани «ниши», в которую она может встроиться *. Вот почему, как было показано в экспериментах И.А. Аршавского, мало двигающиеся щенки, получающие от матери достаточное количество молока, тем не менее в месячном возрасте весят, как 4–5-дневные.

* Именно поэтому используемые, в частности, в спорте для наращивания мышечной массы анаболические стероиды дают эффект только в мышцах, выполняющих в течение тренировочных нагрузок наиболее значительную работу, но не сказываются на мышцах, не специфичных для специализации спортсмена.

Анализ приведенного выше рисунка заставляет обратить внимание на некоторые обстоятельства, которые следует учитывать при организации используемых в оздоровлении нагрузок – мышечных, температурных, иммунных и пр.

1. Суперкомпенсация возникает лишь как эффект утомления, поэтому нагрузка должна иметь определенные характеристики объема и интенсивности. Разумеется, эти величины должны определяться индивидуально и с учетом состояния организма.

2. Повышение функциональных возможностей системы возможно только при условии постепенного повышения нагрузок. Такое требование диктуется уже предыдущим условием: выполняемая в периоде суперкомпенсации повторная нагрузка, учитывая более высокий уровень энергетических возможностей, даст утомление при более значительных ее величинах.

3. Между используемыми нагрузками должен быть определенный оптимальный интервал: при его укорочении повторная нагрузка будет приходиться на неполное восстановление – при сохранении такого режима это чревато перенапряжением и переутомлением; если интервал превышает оптимальное время, то повторная нагрузка будет приходиться не на фазу суперкомпенсации с повышенной работоспособностью организма, а на период возвращения его к исходному состоянию, что исключает повышение функциональных возможностей организма.

Характер восстановления функций организма определяется некоторыми особенностями. Так, скорость и длительность восстановления большинства функциональных показателей находится в прямой зависимости от мощности и объема выполненной работы: чем они выше, тем большие изменения происходят за время работы и, соответственно, тем выше скорость восстановления. С другой стороны, чем более глубокое утомление наступает во время работы (до определенного предела), тем более высокой оказывается и суперкомпенсация, хотя она и наступает позднее.

Восстановление различных функций организма протекает с разной скоростью, так что достижение ими одного и того же уровня относительно исходных данных происходит не одновременно (гетерохронно). Поэтому о завершении процесса восстановления следует судить не по отдельным показателям, а по состоянию всего организма в целом, которое можно наиболее точно оценить именно по реакции на нагрузку (в частности, на дозированную).

г. Усолье-Сибирское

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

а.

б. скоростные упражнения.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

а. слабость мышц.

10. Талисманами XXII

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

БЛАНК ОТВЕТОВ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

Задания в открытой форме

11._______________________________

12._______________________________

13._______________________________

14.________________________________

15.________________________________

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1- 2- 3- 4 - .5- 6- 7- 8-

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З

9 - К 10 - Л

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Усолье-Сибирское

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

по физической культуре

Фефелова Л.М.

учитель физической культуры

2017 год.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задания в закрытой форме

1. Одной из образовательных задач системы физического воспитания школьников является…………………………

а. формирование осознанного отношения к собственному физическому совершенствованию..

б. овладение системой знаний, двигательными умениями и навыками.

в. многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.

г. формирование свойств личности, обусловливающих ее физкультурно-спортивную активность.

2. К количественным показателям «успеваемости» по предмету «физическая культура» относятся……

а. количество побед в школьных соревнованиях.

б систематичность занятий физическими упражнениями и спортом.

в. уровень физической подготовленности.

г. ведение здорового образа жизни.

3. Основными средствами совершенствования координационных способностей являются ……….

а. упражнения с внешним отягощением.

б. скоростные упражнения.

в. упражнения, выполняемые, выполняемые с большой амплитудой.

г. упражнения, владение которыми не доведено до уровня навыка.

4. Легкую атлетику называют «королевой спорта» потому, что……………

а. легкоатлетическая программа самая представительная на Олимпийских играх.

б. бег, прыжки, метания – неотъемлемая часть тренировки спортсменов, занимающихся другими видами спорта.

в. с помощью легкой атлетики можно развивать большинство физических качеств.

г. легкая атлетика – самый доступный вид спорта.

5. Самостраховка в гимнастике - это

а. способность выполнить упражнение безбоязненно.

б. умение выполнять упражнение с помощью товарища.

в. умение гимнаста выходить из опасных положений самостоятельно.

г. способность выполнять упражнения без риска.

6. Двигательная активность, стимулирующая физическое развитие человека, обозначается как...

а. совершенствование. в. упражнение.

б. физическая культура. г. физическое воспитание.

7. Законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте предусмотрено существование……

а. запрета на курение и употребление алкоголя.

б. профессионального спорта.

в. любительского спорта.

г. фитнеса и аэробики.

8. Под физическим развитием понимается...

а. комплекс таких показателей, как рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия.

б. процесс изменения морфо-функциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни.

в. уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом.

г. размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособность.

9. Главной причиной нарушения осанки является …

а. слабость мышц.

б. привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных каникул.

г. ношение сумки, портфеля в одной

10. Талисманами XXII зимних Олимпийских игр 2014 году являются …

а. полярные медведи Хайди и Хоуди.

б. мальчик и девочка Хокон и Кристин.

в. белый Мишка, Зайка и Леопард.

г. заяц, Койот и Медведь.

Задания в открытой форме

11. Воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность, обозначается как………………………………………………….

12 Снежный валик или цветные подвижные фишки, служащие для обозначения границы между конькобежными дорожками называется………...

13. Субъективное состояние, возникающее в период тяжелого физического утомления и характеризующееся чувством облегчения называют ………..

14.Способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время называется ………….

15. Плоские деревянные, пластиковые и другие полозья для передвижения по снегу обозначаются как ………………………………………………………..

Задания, связанные с сопоставлением

16. Установите соответствие между основными понятиями теории физической культуры и спорта и их определениями.

КЛЮЧ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

Задания в закрытой форме

вопроса

Варианты ответов

б

в

г

а

в

в

б

б

а

в

Задания в открытой форме

12 . бровка

13 . «второе дыхание»

14. «взрывная сила»

15 . лыжи

Задания, связанные с сопоставлением

16. 1 - Г 2 - Д 3 - Ж 4 - Е 5 - В 6 - Б 7 - А 8 - З